domingo, 16 de octubre de 2005

Post Sovietismo - Final

Для меня и моих сверстников великое значение и смысл имело освобождение от многовекового рабства – далеко не пустые слова для тех, кто это пережил. Всякое было: кошмарные материальные условия, аресты, тяготы, связанные с войной. И всё равно свою тогдашнюю тяжёлую жизнь я не променял бы ни на какую другую.

Многие миллионы наших соотечественников в то время себя почувствовали свободными, осознали настоящими гражданами, людьми с большой буквы – именно в том смысле, в каком это самосознание веками вырабатывалось, пропагандировалось Локком, Гобсом, Руссо, французскими социалистами и многими другими западноевропейскими мыслителями…

И конечно, наше поколение ничего общего не имело с исламским, восточным шахидизмом…

– Вспомнив о шахидах, я имел в виду лишь одно чрезвычайно редкое в наше антигероическое время качество – готовность к самопожертвованию во имя идеалов. Причём, не вдаваясь в оценки, сравнительный анализ этих идеалов…

– Не стоит преувеличивать. Там религия, очень низкий культурный уровень и соответствующая им система воспитания. То, что происходило с нами, было сопряжено с высшим уровнем духовности, очень высоким качеством образования и воспитания. В своих выступлениях я неоднократно говорил: Великую Отечественную войну выиграл советский десятиклассник.

Мы получали потрясающие знания, вся страна ведь училась. В те годы Россия из самой безграмотной превратилась в самую образованную страну в мире. Нас приобщали к высочайшим достижениям культуры. Это была компенсация за убогость нашего быта. Мы ходили в драных штанах и без галстуков, но в головах и в сердцах носили нечто такое, что стоило для нас выше всех благ материального мира.

Если всё же провести ещё одно предложенное вами историческое сравнение, то, наверное, что-то общее отыскать можно. Но надо иметь в виду, что речь идёт о разных цивилизационных уровнях… Самосознание нашего поколения – результат многих столетий, совокупного труда лучших умов человечества. Исламский радикализм, на мой взгляд, – результат тупиковой цивилизации, не имеющей исторических перспектив…

– Если бы вы решили собрать свой клуб интеллектуалов, кого бы в него включили?

Несколько человек решили на базе моих работ новую идеологию создать. Собрали группу – не политическое объединение, не партию, а именно группу с названием «Идеологическая инициатива». Намеревались организовать публикацию моих работ, их обсуждение, распространение, какие-то конференции – выполнять чисто просветительскую работу…
И началось! Учредительные документы этой совершенно невинной группы чиновники не утвердили, вернули обратно. И так тянется месяц за месяцем…

Недавно вышла моя книга «Распутье». Её давно уже отпечатали, прошла отличная презентация. А в продажу она до сих пор не поступила, валяется где-то на складе. Мне даже из США звонили по поводу этой книги, спрашивали: где можно купить? Нигде, нет её в магазинах и на книжных развалах.

А вы говорите «клуб»… Людей, вполне подходящих для этого, достаточно близких мне по мировоззрению и теоретической подготовке, почти не вижу. В готовом виде таких людей практически нет. Их нужно создавать, учить. По отношению же ко мне влиятельными гражданами предпринят форменный бойкот, поскольку то, что я развиваю, никак не укладывается в «привычные рамки»…

Более того, шестой год уже работаю в МГУ, и смотрите, как забавно получается. Ваш покорный слуга – единственный русский исследователь, получивший премию Токвиля по социологии. Причём я получил одним из первых, даже раньше Поппера, на которого тут молятся. А вы попробуйте в социологических справочниках найти имя социолога Зиновьева. На социологическом факультете МГУ я ни одной лекции не прочитал. Читаю лекции на кафедре этики, поскольку там заведующий – лично симпатизирующий моим исследованиям академик Гусейнов…

 

No hay comentarios.:

Publicar un comentario

Nota: sólo los miembros de este blog pueden publicar comentarios.